|
||||||||||||||||||||||||
Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру. Федерико Майор Сарагоса, Генеральный директор ЮНЕСКО
Аннотация: раскрыты возможности метода проектирования в свете федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС-2), практическая деятельность, исследовательская деятельность. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, расширяют сферу действия и назначение государственного образовательного стандарта. Образование предполагает не только получение учеником определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимо в условиях школьного образования создать условия для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, сформировать представления о научном методе познания природы, овладеть приемами научных наблюдений и опытов. Но как научить, пользуясь только теоретическими методами, умению исследовать биологические объекты и системы, наблюдать и проводить эксперименты? Это все равно, что прививать любовь к природе, пользуясь только красивыми иллюстрациями.В реализации требований нового стандарта становится более значимым метод проектов, как метод обучения с постановкой самими учащимися значимой и интересной для них проблемы, которую необходимо решить. Проектная деятельность помогает развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач, критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. У учащихся развивается творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формируется, гибкость мышления, самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе, а успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.Для системной работы в области естествознания в школе был создан проект «Школа экологических открытий», в рамках которого проводится научно-исследовательская работа. Наш проект представляет собой педагогическую систему, которая охватывает все ступени образования. При этом делается акцент на вовлечение детей в конкретную исследовательскую и природоохранную работу с использованием методических приемов и полевой работы. Но сегодня школа в одиночку уже не может удовлетворить запросов учащихся. В связи с этим сформировался и успешно функционирует союз с методистами центра природы Дворца детского и юношеского творчества и преподавателями кафедры защиты растений Аграрного университета. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности более глубокого овладения методами научного исследования, использования современного оборудования, получения консультаций специалистов. Учащиеся знакомятся с основами биологических явлений в процессе погружения в проблему, на практике осваивая методы научного познания природы. С 2009 года с учащимися старших классов проводим исследования водных объектов города Пушкина. Ребята с удовольствием облачаются в гидрокостюмы, берут пробы для установления биотического индекса, проводят микроскопические и химические исследования. Выводы, сделанные из работ (по пяти водным объектам): вода средней загрязненности, водоемы с высокой степенью зарастания. Причина: система водоводов, функционировавшая с 1787 года, практически разрушена и превратилась в цепь слабопроточных, а местами и непроточных вод, где физические, химические и биологические свойства воды изменились коренным образом.
Исследования, связанные с состоянием древесной растительности в парках и аллеях города, так же привели к неутешительным выводам: деревья ослаблены, большое количество деревьев заражено грибами-паразитами. Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга, садово-паркового хозяйства Пушкинского района. Ребята почувствовали значимость своих работ, ответственность за сделанные выводы, определили задачи на ближайший год. Вместе мы пришли к выводу: все разнообразные локальные и глобальные экологические проблемы имеют один источник – разрушительное воздействие человека на окружающую среду. Актуальные темы подняли учащиеся в проектах, посвященных изучению среды обитания человека. Так, исследование воздуха в помещениях школы показало степень загрязненности бактериями и спорами грибов и позволило сделать выводы о взаимосвязи между количеством цветковых растений в кабинетах, чистотой воздуха и соблюдением гигиенических правил учащимися. Исследования хлебных продуктов показали степень заспоренности различных сортов хлеба, и выявить некачественные условия производства или хранения хлебобулочных изделий отдельными производителями. Учащиеся разработали правила хранения хлеба, которых необходимо придерживаться. Микроскопическое исследование молочных продуктов позволило установить наличие и количество бифидобактерий, стрептококков, лактобактерий в наиболее часто употребляемых йогуртах и кефирах. Классные коллективы создавали свои проекты, подсчитывая количество мусора, которое производит школа и одна семья, за один день, одну неделю, один год. По результатам исследования учащихся получилось, что за один день школа производит 7,5 килограммов мусора, за неделю – 45, за год - 1575 килограммов (проект 5 класса), одна семья, в среднем выбрасывает 1,5 килограмма мусора в день, за неделю – 10,5, за год - 549 килограммов отходов (проект 9 «А» класса). И что же мы выбрасываем в таком количестве?
Ребята сделали вывод: более 65% того, что мы выбрасываем, можно перерабатывать вторично, это экономия средств, и, главное мы уменьшим количество свалок на 65%, а это уже решение глобальной проблемы! Мы стараемся учить ребят в школе тому, что поможет их гражданскому и нравственному становлению, создаст предпосылки принятия правильных решений в будущем, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.
|