Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

Hosted by uCoz

                          

Hosted by uCoz

 

 

 

 

Hosted by uCoz
Принципы Гуманной педагогики в современном образовательном пространстве
   

 Гуманную Педагогику может творить только гуманной души человек.

Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект

нужно пропустить через доброе сердце,

чтобы получилась добрая и радостная педагогика.

Шалва Амонашвили

За последние 20 лет в России произошли радикальные изменения почти во всех сферах жизни человека, коснулись реформы и образовательной системы. Мир меняется – это неоспоримый факт, и надо признать, что все мы очень боимся перемен, многие из нас готовы на все лишь бы получить даже мнимую устойчивость в этом нестабильном мире. Но стоит ли закрываться от изменяющегося настоящего и «охранять» свое прошлое? Возможно, что это «новое» во многом перекликается с добрым «старым», и, несомненно, в новых условиях оно и лучше? В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. Стандарты второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы – на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, наполненные уважением к личности обучающегося, заботой о развитии их способностей. В технологии гуманной педагогики целевая ориентация - это развитие и становление познавательных сил ребенка, концептуальное положение - стремление ребенка к развитию, к взрослению, к свободе. Гуманная педагогика, ориентированная на личность ребенка и отрицающая авторитарность, императивность, безусловно, отвечает требованиям современного образовательного стандарта. Доброту, понимание, уважение личности ребенка, терпение в процессе воспитания, веру в способности ребенка, в свои педагогические способности – никто, с введением ФГОС, не отменял. Гуманная педагогика открывает перед учителем беспредельные горизонты самосовершенствования и, главное, она питает его верой, что именно он, на своём месте способен творить будущее, утверждать его в лице своих учеников. Если в советской школе формировали знания, умения, навыки, то в современной школе – компетенции, то есть способность этими знаниями, умениями навыками пользоваться для того, чтобы жить хорошо и успешно. Понятие «Жить хорошо и успешно» не всегда означает морально и нравственно. Чаще всего, для хорошей жизни предполагается научить ребёнка чувствовать себя счастливым в обществе потребителей. В этой ситуации необходимы принципы гуманной педагогики и умение педагогического коллектива сформировать высокую нравственную культуру подрастающего поколения, чтобы вырастить разумного обитателя, а не успешного потребителя на нашей хрупкой планете. Будущее создается каждым из нас на своём самом обычном жизненном месте. Китайская поговорка гласит: множество маленьких дел, которые делаются множеством маленьких людей во многих маленьких местах, могут изменить мир.

Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений мы строим на основе экологического образования и воспитания.

С 2009 года, мы с учащимися старших классов проводим исследования водных объектов, парков и аллей города Пушкина. Ребята с удовольствием облачаются в гидрокостюмы, берут пробы воды для установления биотического индекса, проводят микроскопические и химические исследования, делают выводы, предлагают решения этих проблем. Интересный факт: количество учащихся занятых исследовательской экологической деятельностью за три года увеличилось с 2, до 10 человек, и уже сейчас подходят ребята, желающие в будущем году влиться в наш коллектив.

Самостоятельность предполагает самоопределение, позиционную

определенность, и программу действий для ее воплощения.

По итогам трехлетней работы мы с учащимися провели обсуждение за круглым столом с привлечением специалистов из Дирекции особо охраняемых природных объектов Санкт-Петербурга, садово-паркового хозяйства Пушкинского района. Ребята почувствовали значимость своих работ, ответственность за сделанные выводы, определили задачи на ближайший год. Вместе мы пришли к выводу: все разнообразные локальные и глобальные экологические проблемы имеют один источник - разрушительное воздействие человека на окружающую среду. Исследуя, решая, делая выводы, учащиеся развивают навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач, критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. У учащихся развивается творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формируется, гибкость мышления, самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе, а успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.

Таким образом, применение в учебном процессе гуманно-личностных технологий способствует развитию у детей интереса к предмету, воспитывает гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

 

Литература и интернет ресурсы:

Кузнецов А.А. академик РАО, «Сравнительный анализ двух версий стандарта второго поколения для старшей школы» 2009г;

 

 
Hosted by uCoz