Четверть |
Сроки |
Дата проведения |
№ урока |
Тема урока |
Примечание |
1 четверть |
Сентябрь |
|
Тема 1. Человек как биологический вид
(2 часа)
|
|
1 |
Место человека в системе
органического мира |
|
|
2
|
Особенности человека
|
|
|
Тема 2.
Происхождение человека (3 часа)
|
|
1(3) |
Происхождение человека |
|
|
2(4) |
Этапы становления человека. Биологические и
социальные факторы антропосоциогенеза |
|
|
3(5) |
Расы человека, их происхождение и единство |
|
|
Тема 3. История
развития знаний о человеке.
Науки, изучающие организм человека (1 час) |
|
1(6) |
История развития знаний
о строении и функциях организма человека (лекция) |
|
|
Тема 4. Общий
обзор организма человека (4 часа)
|
|
1-2
(7-8) |
Клеточное строение
организма человека. Лабораторная
работа
«Строение животной
клетки» |
|
|
3(9) |
Ткани. Типы тканей и их
свойства
|
|
Октябрь |
|
4(10) |
Органы. Системы органов.
Организм
|
|
|
Тема 5.
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция.
Эндокринный аппарат (2 часа) |
|
1(11) |
Гуморальная регуляция.
Эндокринный аппарат человека, его особенности |
|
|
2(12) |
Роль гормонов в обменных
процессах. Гуморальная регуляция, ее нарушения |
|
|
Тема 6. Нервная
система (5 часов)
|
|
1(13) |
Нервная регуляция.
Строение и значение нервной системы |
|
|
2(14) |
Спинной мозг
|
|
|
3(15) |
Строение и функции
головного мозга
Практическая работа
«Отделы головного
мозга человека» |
|
|
4-5
(16-17) |
Полушария большого мозга
|
|
1 четверть |
Октябрь |
|
Тема 7.
Анализаторы (4 часа)
|
|
1(18) |
Анализаторы (органы
чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор
Лабораторная
работа
«Строение глаза» |
|
2 четверть |
Ноябрь |
|
2(19) |
Анализаторы слуха и
равновесия
Лабораторная работа
«Строение органа
слуха» |
|
|
3(20) |
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние.
Вкус |
|
|
4(21) |
Чувствительность
анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.
Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. |
|
|
Тема 8. Опора
движение (8 часов)
|
|
1(22) |
Аппарат опоры и движения
ее, функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета
Практическая
работа
«Измерение массы и
роста своего организма» |
|
|
2-3
(23-24) |
Строение и свойства
костей, типы их соединений
Лабораторная
работа
«Внешнее строение
костей» |
|
Декабрь |
|
4(25) |
Первая помощь при
растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
|
|
5(26) |
Мышцы, их строение и
функции.
|
|
|
6(27) |
Работа мышц
Практическая работа
«Выявление влияния
статической и динамической работы на утомление мышц» |
|
|
7(28) |
Значение физических
упражнений для формирования системы опоры и движения |
|
|
8(29) |
Обобщающий. Взаимосвязь
строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль
двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения
человека |
|
|
Тема 9. Внутренняя среда организма (4 часа)
|
|
1(30) |
Внутренняя среда
организма и ее значение
Лабораторная
работа
«Микроскопическое
строение крови» |
|
|
2(31) |
Плазма крови, ее состав.
Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты), их строение и функции |
|
|
3(32) |
Иммунитет
|
|
|
|
|
4(33) |
Группы крови.
Переливание крови. Донорство. Резус-фактор |
|
3 четверть |
Январь |
|
Тема 10. Транспорт веществ (4 часа)
|
|
1(34) |
Движение крови и лимфы в
организме. Органы кровообращения
|
|
|
2(35) |
Работа сердца
|
|
|
3(36) |
Движение крови по
сосудам
Практическая
работа
«Определение пульса и
подсчет числа сердечных сокращений» |
|
|
4(37) |
Заболевания сердечно-сосудистой системы
(органов кровообращения), их предупреж-дение. Первая помощь
при кровотечениях |
|
|
Тема 11. Дыхание (6 часов)
|
|
1(38) |
Дыхание, его значение.
Строение и функции органов дыхания |
|
Февраль |
|
2(39) |
Строение легких.
Газообмен в легких и тканях |
|
|
3(40) |
Дыхательные движения.
Жизненная емкость легких |
|
|
4(41) |
Регуляция дыхания
Практическая
работа
«Определение частоты
дыхания» |
|
|
5(42) |
Заболевания органов дыхания, их
преду-преждение. Первая помощь при нарушении дыхания и
кровообращения |
|
|
6(43)
|
Зачет по
темам: «Кровь. Кровообращение», «Дыхание»
|
|
|
|
Тема 12. Пищеварение (5 часов)
|
|
1(44) |
Пищевые
продукты и питательные вещества. Строение и функции
пищеварительной системы
|
|
|
2(45) |
Пищеварение
в ротовой полости
Лабораторная
работа
«Воздействие слюны на
крахмал» |
|
|
3(46) |
Пищеварение
в желудке
Лабораторная
работа
«Воздействие
желудочного сока на белки» |
|
Март |
|
4(47) |
Пищеварение
в кишечнике
|
|
|
5(48) |
Гигиена
питание и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Обобщение знаний о пищеварении
Практическая
работа
«Определение норм
рационального питания» |
|
|
Тема 13. Обмен веществ и энергии (2 часа) |
|
1(49) |
Обмен веществ и энергии
|
|
3 четверть |
Март |
|
2(50) |
Витамины |
|
|
Тема 14. Выделение (2 часа)
|
|
1(51) |
Выделение.
Строение и работа почек
|
|
|
2(52) |
Заболевания
почек, их предупреждение
|
|
|
Тема 15. Покровы тела (3 часа)
|
|
1(53) |
Строение и
функции кожи. Гигиена кожи
|
|
4четверть |
Апрель |
|
2(54) |
Роль кожи в
терморегуляции организма
|
|
|
3(55) |
Закаливание
организма. Гигиена одежды и обуви
|
|
|
Тема 16. Размножение и развитие (3 часа)
|
|
1(56) |
Половая
система человека
|
|
|
2(57) |
Возрастные
процессы
|
|
|
3(58) |
Планирование семьи
|
|
|
Тема 17. Высшая нервная деятельность (5 часов)
|
|
1(59) |
Поведение человека.
Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в
приспособлении к условиям жизни |
|
|
2(60) |
Торможение, его виды,
значение
|
|
|
3(61) |
Биологические ритмы.
Сон, его значение. Гигиена сна |
|
|
4(62) |
Особенности высшей
нервной деятельности человека. Познавательные процессы |
|
Май |
|
5(63) |
Типы нервной
деятельности человека
|
|
|
|
|
1(64) |
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья. Вредные привычки, их влияние на
здоровье человека |
|
|
2(65) |
Оказание первой
доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным
газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении |
|
|
|